БЛАЖЕННЫЙ АНДРЕЙ ТОТЕМСКИЙ* родился в 1638 году в селении Устье Толшемском, расположенном при впадении реки Толшмы в реку Сухону40. Житие повествует, что в детстве он любил уходить в пустынные места, где подолгу молился. После смерти родителей, будучи десятилетним ребенком, он стал странствовать, переходя от одной святыни к другой и питаясь подаянием.
Наконец, он пришел в город Галич (Костромской край), где нашел приют в Воскресенском монастыре у преподобного Стефана Галицкого, став его учеником и духовным сыном. Блаженный Андрей часто беседовал со своим духовным наставником, внимая его духовным поучениям. Постоянно пребывая в посте и молитве, Андрей каждое лето ходил по окрестным городам и селениям для поклонения святыням41. Игумен Стефан, духовными очами прозрев в нем будущего угодника Божия, благословил его безмолвствовать и быть юродивым Христа ради. Кроме того, сам блаженный практиковал непрестанную Иисусову молитву42.
После смерти учителя Андрей перешел жить в Тотьму, где поселился у градской церкви Воскресения Христова на берегу реки Сухоны. Юродствуя днем, ночи проводил в молитвах. Благотворил нищим и раздавал им все свои подаяния. Благодаря стремлению к духовной жизни, блаженный достиг высокого нравственного совершенства. Сохранились свидетельства тому, что многим он являлся во сне и исцелял больных еще при жизни43.
Незадолго до кончины праведный Андрей завещал пономарю Воскресенской церкви Иоанну Яковлеву (будущему иеромонаху Ионе, основателю Троице-Дедовской пустыни.- М. X.) построить на острове Дедове часовню. В ней же поставить явленную икону Святой Троицы. Он же предсказал, что со временем на том месте будет обитель монахов44 .
Исполненная высокого духовного совершенства, жизнь блаженного Андрея была недолгой. После десяти лет юродства он скончался 10 октября (23 октября н. ст.) 1673 года в возрасте тридцати пяти лет. По желанию его тело было погребено под колокольней Воскресенской церкви. Е. Голубинский, относя блаженного Андрея к числу действительно почитаемых усопших, отмечал, что память
* См. о нем также в очерке А. В. Кузнецова "Острова из сказки", публикуемом в данном Альманахе (ред.).
ему совершается в день преставления пением заупокойной литургии и панихидой45 . О начале же местного празднования ничего не может быть сказано, кроме того, что оно установлено после 1707 года46 .
Через тридцать четыре года после его смерти прихожане Воскресенской церкви построили над гробом блаженного вместо колокольни церковь в честь Ангела его - мученика Андрея Стратилата47 - по благословенной грамоте архиепископа Великоустюжского и Тотемского Иосифа, данной 20 октября 1707 года. К началу нашего времени мощи блаженного почивали под спудом в каменной церкви Успения Богоматери, у левого клироса48, построенной на месте церкви Андрея Стратилата. Ныне место погребения этого чтимого прежде святого также находится в запустении.
* * *
Православные люди ощущали знамение благодати над мощами тех, кто святостью своей жизни, подвигами, благочестием или христианским самоотвержением являли себя достойными почитания. Некоторым из них сочинены особые службы, тропари и кондаки. И совершенно неважно, сохранились их жития или нет, точны ли они. Главное в том, что память их благоговейно сохраняется там, где они Богоугодно пожили. И доныне они предстоят пред Престолом Божиим, моля Бога о нас, недостойных и грешных. Церковь учит, что Господь благословил русскую землю, посылая ей подвижников, - праведников, учивших народ труду, терпению, кротости и покорности воле Божией. Так вырабатывалась многотерпеливая и смиренная душа православного русского народа, способного на величайшие героические подвиги во имя правды и любви Божией.