город Тотьма » История » Тотемские святые

Тотемские святые

История

После смерти Вассиана на месте его подвигов создалась небольшая иноческая обитель. Архиепископ Великоустюжский и Тотемский Александр благословил: "...церковь Живоначальныя Троицы строить над мощами преподобного отца Вассиана и братию собирать, кто изволит по обещанию, постригать и все учинить по монастырскому чину"33 . Первым настоятелем строителем новой Троицкой пустыни стал иеромонах Спасо-Суморина монастыря Протасий (в миру Прохор). Он начал свою деятельность в 1694 году со строительства на месте деревянной часовни над мощами преподобного Вассиана каменной церкви Святой Троицы. Освятили ее в 1698 году34. Погребение преподобного оказалось в новой церкви под спудом.

Имя Вассиана становится широко известным начиная с середины XVII века, в связи с избавлением от морового поветрия в 1647 году35. Чудо, происшедшее при его гробе, дало повод к почитанию преподобного как чудотворца, а имя нового святого стало известным в Москве и на Русском Севере. На некоторых старинных иконах преподобный Вассиан писался как Тотемский (по уезду) и даже Вологодский (по епархии) чудотворец. По преданию, список чудес, проистекших от его мощей, достаточно велик. Местное празднование с местной канонизацией было установлено, по всей видимости, кем-то из епископов Великоустюжских и Тотемских, но когда - неизвестно. Днем празднования его памяти был определен день кончины 12/25 сентября н. ст. Житие преподобного написал игумен Иоасаф в 1745 году.

Монастырь, возникший на месте подвигов преподобного, был упразднен еще до штатов 1764 года в силу естественных причин. Храм Святой Троицы был приписан к Преображенской церкви, где был устроен придел имени преподобного и хранились реликвии. Ныне на месте обители высится шестипрестольный храм Спаса Преображения, полуразрушенный, но реставрируемый.

БЛАЖЕННЫЙ МАКСИМ ТОТЕМСКИЙ дает нам пример другого типа русской святости - святости Христа ради юродивых. Известно, что юродивые, блаженные пытались побороть в себе корень всех грехов - гордость. И для этого вели необычный образ жизни, представляясь как бы лишенными рассудка, вызывая над собою насмешки людей и т. п. Смиряя себя, они тем самым сильнее воздействовали на людей, поскольку к обычной проповеди человек может относиться равнодушно. В иносказательной форме, как словом, так и действием, юродивые обличали зло мира. Такими были и блаженные тотемские.

Блаженный Максим, юродствовавший сорок пять лет, поначалу был священником при Воскресенской церкви на Варницах 36. Нам неизвестны причины, побудившие его принять на себя иго юродства, но надо думать, что это устроено было по Промыслу Божию. Уже при жизни он считался чудотворцем. Жизнеописания его чудес сгорели, но в XVIII веке были вновь записаны два его исцеления: больного лихорадкой и расслабленного. Скончался блаженный в глубокой старости: "В прошлом 7158 (1650-м году - М. X.) году Генваря 16 (29 января н. ст.) дня преставися раб Божий священно-иерей Максим Макарьев сын Попов"37. Древнее описание его жизни было составлено еще в XVII веке; оно сгорело при пожаре Воскресенской церкви в 1676 году. Запись чудес, составленная в 1680 году, как отмечалось выше, также оказалась утраченной38.

Местное почитание блаженного Максима началось уже с 1715 года. Именно тогда священник Воскресенской Варницкой церкви Иоанн Рохлецов и прихожане обратились с просьбой к архиепископу Великоустюжскому и Тотемскому Иосифу. Суть ее состояла в том, чтобы ради разного рода чудес, бываемых от блаженного Максима, архиепископ благословил в поставленной над могилой праведника деревянной церкви Параскевы Пятницы "по обыкновению прочих угодников Божиих, также над мощами его, построить гробницу и святым образом покрыти". Архиепископ Иосиф в ответ на просьбу "указал в той церкви гробницу построить и святым образом наложить против прочих угодников Божиих и молебствовать"39 . Тогда же была написана и икона святого. Четыре чуда, совершенные при мощах праведного, были представлены клеймами на его раке, находившейся внутри Воскресенской Варницкой церкви у левого клироса. Снаружи место погребения отмечала живописная фреска, изображавшая блаженного Максима, оконтуренная деревянным киотом. Ныне же место упокоения блаженного Максима, одного из великих тотемских молитвенников, находится в запустении.

Подписывайтесь на «Totma.Ru» в Дзен Новости и Google Новости.

Пожаловаться на статью

0 комментариев

Информация

Посетители, находящиеся в группе читатель, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

Вход и регистрация