Феодосии сумел создать образцовое и слаженное монастырское хозяйство: земельные угодья, мельницы, амбары, кирпичные печи, четыре соляные варницы с 11 трубами, торговые лавки в городе, речные суда для перевозки соли и т. д. Все это давало рабочие места сотням людей, служило процветанию тотемской обители, превращало ее в крупный центр православной культуры и духовности.
Строительная деятельность преподобного Феодосия не ограничилась собственной обителью. Он взял на себя труд возобновления Ефремовой пустыни, основанной преподобным Ефремом в начале XVI века при слиянии рек Режи и Ваги. Около 1560 года, по благословению архиепископа Ростовского, преподобный Феодосии "возобновил Ефремову Спасо-Никольскую пустынь и устроил в ней общежитие"12 . Жалованная грамота, выданная еще старцу Ефрему, перешла в наследство Феодосию, восстановившему пустынь на свои средства. Говоря словами преподобного, Ростовский архиепископ велел: "...строити, доложа Государя Великаго Князя, и грамоту мне (т. е. Феодосию- М. X.) царскую жаловальную старцю (ранее принадлежавшую Ефрему - М. X.) Великаго Князя дал тое пустыню, а в той пустыне две церкви: Преображение Спасово да Николы Чудотворца13 , и те церкви стояли без пения пятнадцать лет, кровли да кресты с них повалились, и займища и починки стояли ж в пусте ж" 14 .
Преподобный Феодосии точно объясняет, на что он потратил деньги своего монастыря: "А положил семи в ту пустыню на строение, и в кровли, и в иконы, и в книги, и в семена, и в скот, и в люди тридцать рублев денег"15.
Восстановленная Ефремова пустынь просуществовала до штатов 1764 года, когда была упразднена, а церкви ее были обращены в приходские.
Земной путь преподобного закончился 28 января (10 февраля н. ст.) 1568 года. Он был погребен близ алтаря сооруженного им деревянного Преображенского собора под каменной плитой с надписью: "Лета 7076 месяца Ианнуария 28 дня, преставился раб Божий строитель и начальник сей пустыни Феодосии Ульянов Суморин"16 . Плита эта, бывшая еще на месте в конце XVII века, позже была утрачена. Однако промысел Божий о своем святом не замедлил себя ждать.
Житие сообщает, что через сорок лет после смерти преподобного состоялись первые исцеления на его могиле, а почитание старца как святого началось буквально сразу же. Уже в рукописных святцах XVII века в числе святых помечается (в некоторых списках) преподобный Феодосии, Суморина монастыря игумен, "иже на Сухоне реце и на речке Песья-Денга"17. Благоговейная память почитателей Феодосия пожелала запечатлеть его образ для молитвенного обращения. Первая его икона появилась в 1612 году. Написал ее тотемский иконописец Яков Попов на основании рассказов старца Космы Любевцова, современника Феодосия. Как она выглядела, неизвестно. С 1626 года иконы преподобного стали широко распространенными18.
Поскольку местное почитание преподобного Феодосия (еще официально не причисленного к лику святых) возросло, то в 1635 году был написан образ его в рост, который положили на его гробницу, а над ней устроили сень19 . В пожаре, случившемся в Спасо-Суморине монастыре на праздник Богоявления в 1659 году, сгорело все, кроме гробницы (раки) преподобного. Образцы древней иконографии святого были полностью утрачены.
В числе издавна почитаемых святых преподобный Феодосии был внесен в памяти (святцы) после 1659 года под следующим обозначением: "Январь. 28. Преподобнаго отца нашего Феодосия Тотемскаго, Спасо-Суморина монастыря начальника и основателя, новоявленного чудотворца"20. Но остается неизвестным, по каким причинам не совершался собор преподобному, так как об этом в святцах не говорилось, не было и праздничного знака. По всей видимости, ему служились панихиды, как действительно почитаемому усопшему. В 1729 году было установлено преподобному местное празднование в Спасо-Суморине монастыре21 и составлена служба для отправления в обители его 22 .