город Тотьма » История » Петровская ремесленная школа

Петровская ремесленная школа

История
размещались  письменные приборы,  подсвечники,  вырезанные из дерева плоды,  красиво орнаментированные  зеркальные рамки и  детские  игрушки.  В столярном отделе   особенно   выделялась   модель   винтовой   лестницы,   скамейки,  табуретки, мелкие вещи и тоже игрушки. В помещении школы постоянно   толпился   народ.   Почти   все   работы,   за   исключением   тех,   что были оставлены при музее, и тех, что предназначались для экспонирования  в Санкт-Петербурге,  были  распроданы  нарасхват в  первые два часа  работы  выставки.  На второй  день ее  посетил вологодский губернатор,  сделавший  заказ  на  несколько вещей.  Чуть позже  появился   и   первый   отзыв   о   выставке   в   газете   "Северный   край".   Ее автор, некий А. Ф., отмечал, что за два года школа успела добиться      многого: "Судя по выставленным работам всех мастерских, ученики сознательно   усваивали   свое   ремесло,   причем   все   работы   отличаются   точностью и чистотой, и большинство их обращает на себя внимание  изяществом   и   художественностью   исполнения".   Это   отрадно   было  читать,   поскольку  все  лучшие   работы   были  выполнены  детьми  из   крестьянских семей. Г. С. Серебряков объяснял это тем, что выросшие  в суровых условиях тяжелого труда ученики-крестьяне отлично понимали,  что ремесло даст им  в будущем  не  только кусок хлеба,  но и возможность обучить такому же ремеслу и членов их семей12.  22 августа  1901  года на заседании педагогического совета школы   Н. И. Токарев, Г. С. Серебряков, о. Николай и Ф. И. Лашин обсудили текущее строительство нового здания школы, уточняя расположение на плане магазина готовых изделий, музея, склада товаров, квартир для преподавателей и т. п. Постройка здания все еще продолжалась, поэтому школе все труднее было размещаться в старом здании. С 6 октября 1901 года было решено перевести классы, по предложению тотемского купца А. В. Попова, в недавно отремонтированную бывшую гостиницу "Петербург".

В 1900 году Министерство народного просвещения, желая получить сведения о том, в каких местностях желательно открытие школ по корзиночному делу и в интересах лучшей постановки профессионального образования, распространило программу-анкету, которую предлагалось заполнить всем ремесленным школам. Анкета, заполненная Г. С. Серебряковым, как бы подытожила работу школы за 1899-1901 годы. В ней сообщалось, что за два года в школе обучалось 37 детей: в 1899 году - 20, в 1900- 17. Из 16 детей городских жителей в 1899 году было 9, в 1900 - 7, а из крестьян Тотемского уезда в 1899 году было 11, в 1900- 10. Число преподавателей - 7 и 5 мастеров.

Анкета представляла собой важный документ, поскольку в ней нашло отражение состояние школы. На вопрос, "какими причинами вызвано открытие училища в данной местности", Г. С. Серебряков сообщал: "Постановлением земства и города, ввиду отсутствия в данной местности ремесленников, тип школы (игрушечной) создан по желанию жертвователя из Ростов-на-Дону купца Н. И. Токарева". Далее он сообщал о деятельности мастерских. Общие знания давались в объеме курса двухклассного городского училища, прикладные знания - в объеме реального училища с пятилетним курсом. По окончании первого года обучения ученики получали звание подмастерья, а через два года - звание мастера школы. Предполагалось после окончания ими школы организовать из них общество кустарей, которое бы получало заказы, сбывало их через школу, устраивало воскресные собеседования кустарей, летнюю школьную выставку их изделий. Кроме того, планировалось создание для них специальной мастерской, поэтому школа ходатайствовала о предоставлении дешевого кредита для ее оборудования.

7 августа 1901 года Тотемская уездная земская управа, желая помочь развитию в крае кустарных промыслов, просила Г. С. Серебрякова предоставить сведения о состоянии этих промыслов, а также указать меры к поднятию их на должную ступень развития в Тотемском уезде. Г. С. Серебряков, детально обследовав состояние кустарных промыслов в крае, пришел к выводу, что развивать и поддерживать в уезде надо только два промысла, продукция которых могла бы найти хороший сбыт среди местного населения: корзино-плетьевой и гончарный. С целью улучшения гончарного производства он предлагал в будущем устроить для взрослых кустарей на Кулое шестинедельные курсы, программа которых включала бы изготовление изделий более изящной формы под руководством опытных мастеров, ознакомление кустарей с различными сортами глины и т. д.

Подписывайтесь на «Totma.Ru» в Дзен Новости и Google Новости.

Пожаловаться на статью

0 комментариев

Информация

Посетители, находящиеся в группе читатель, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

Вход и регистрация