Не стояла школа и вне забот собственного края. В апреле 1916 года ввиду раннего наступления весны крестьяне многих деревень уже приступили к пашне хлеба под яровые хлеба. Во многих семьях мужчины были призваны на фронт, поэтому руководство школы приняло решение отпустить нескольких учеников для помощи их семьям досрочно на летние каникулы24 .
В июле 1917 года Петровская ремесленная школа была преобразована в "Петровское ремесленное училище по изготовлению игрушек, учебных пособий и вещей домашнего обихода". В училище продолжали обучаться и мальчики, и девочки. Предметами обучения по-прежнему служили столярное, жестяное, резное, живописно-малярное, кузнечно-слесарное, корзиночное и рукодельное дело. Новым стало чеканное дело, а при живописно-малярной мастерской было открыто отделение по изготовлению изделий из папье-маше и гипса. Обучение в школе продолжалось четыре года. Все работы велись точно по чертежам. Школа обращала серьезное внимание на художественный уровень изделий, чем и ценна всякая игрушка и вещи домашнего обихода.
Произошла реорганизация штата школы. Вместо инспектора-учителя была учреждена должность управляющего школой, заведующего художественной частью мастерских, заведующего магазином, заведующего складом, преподавателя рисунка и лепки, преподавателя физики и химии. Учебные предметы составляли: Закон Божий, русский язык, арифметика, геометрия, география, история, естествознание, чистописание, черчение, рисование. Занятия в школе вели также учителя и надзиратели. Правда, из-за того, что некоторые учителя были призваны на войну, произошли изменения. Слесарно-кузнечная мастерская выполняла заказы на оборону и по ремонту сельскохозяйственной техники для нужд местного населения.
После Октябрьского переворота 1917 года в деятельности школы произошли изменения. 20-24 января 1918 года здесь состоялся 1-й уездный съезд Советов. Школе было дано новое название: "Седьмая трудовая школа". Финансирование стало осуществляться из средств Вологодского отдела народного просвещения. При школе была организована столовая, на устройство которой выделялось для учащихся 2500 рублей. Помимо этого, школа имела выручку от продажи ученических изделий, все еще поступали заказы на изготовление письменных столов, шкафов, стульев, ящиков и сундуков.
Произошли изменения и в преподавательском составе. В сентябре 1918 года председателем педсовета был назначен Ф. И. Лашин, товарищем председателя - В. Н. Шестаков, преподавателем общеобразовательных предметов - О. Н. Велихов, физики и химии - А. И. Вересов, математики - В. В. Томилов, графического искусства - В. И. Взоров. Руководителем художественной части был назначен замечательный художник Е. И. Праведников, окончивший Петербургскую академию художеств по классу профессора Д.Н. Кардовского. Врачом школы продолжал оставаться П. М. Кулепетов. Закон Божий был исключен из расписания уроков.
В 1919 году школа была переименована в Политехническую школу, т Тотемский уездный отдел народного образования разослал анкеты с целью получить сведения о состоянии народного образования. Анкета, заполненная Ф. И. Лашиным, дает представление о деятельности школы за 1918-1919 годы. В школе проходили обучение 92 ученика. Преподавателей было пять, руководителей работ и мастеров - шесть. Всего в школе было шесть классных комнат, четыре квартиры для преподавателей и семь - для руководителей мастерских. На вопрос, сколько учеников будет обучаться в школе после введения всеобщего обучения, Ф. И. Лашин сообщил примерную цифру: 150-180 детей. Он также сообщил о необходимости построить кузницу и литейную, сделать капитальный ремонт.
Обучение в школе продолжалось. Но возникшие трудности первых лет Советской власти сказались на состоянии школы. Ф. И. Лашин обращался в Вологодский губернский отдел народного образования с просьбой отпустить средства для столовой, 25 пудов кислой капусты, выделить для учеников школы костюмы, валенки, пальто, резиновые калоши и прочие предметы одежды25.
Вскоре из Народного комиссариата по просвещению пришло новое положение. В нем говорилось, что в соответствии с общим направлением реформы профессионального обучения управление специальных училищ должно быть реконструировано на основании следующих принципов: училища должны быстро осваивать и удовлетворять жизненные потребности страны и предъявляемые к профессиональному обучению требования со стороны местного хозяйства и промышленности. Руководящим и контролирующим органом стало общее собрание, была назначена ревизионная комиссия.
Власть делала все возможное, чтобы сохранить и развить в стране дело профессионального обучения, однако из письма Вологодского губернского исполкома Совета рабочих и крестьянских депутатов в коллегию школы стало ясно, что школа стала испытывать серьезные затруднения с финансами. Расходы на нужды хозяйства и учебную часть были сильно урезаны. В 1919 году Ф. И. Лашин был отстранен от руководства школой, вместо него был назначен Бердышев. Штат школы не был сокращен. В том же году после издания декрета Совета Народных Комиссаров об освобождении зданий профессионально-технических школ для нужд Красной Армии школа была временно взята под лазарет.
С большим трудом школе приходилось выживать в условиях всеобщей разрухи и голода периода гражданской войны. В 1923 году инспектор Наркомпроса (к сожалению, он не оставил свою фамилию, известен только номер его мандата, выданный 19.04.1923 г.) с тревогой записал в "Визистационной книге" музея: "Школа имеет большое и успешное прошлое и большое будущее. В настоящее время, вследствие материального кризиса и необеспеченности педагогического персонала, школа находится в крайней нужде. Адресуясь к местным органам Наркомпроса, он призывал спасти "в высшей степени важное для местного края и всей Республики дело"26 .
В "Визитационном книге" Петровской школы появляются все менее восторженные отклики. Вот последние записи, сделанные посетителями на ее страницах: "23/111 -1924 г. при посещении школы нашел, что ввиду матер. (материальной - Т. В.) необходимости работа недостаточно продуктивна. Развитие общественных навыков среди учащихся недостаточно, но при наличии хорошо подготовленных практически преподавателей: в области технических знаний, при наличии оборудования школы, она должна и будет иметь хорошее будущее. Требуется со стороны все