Последние новости

17:41
Модернизация Парка Ветеранов в Погорелово
17:35
В четверг более сотни водителей Вологодской области оштрафованы за не пристёгнутые ремни
17:28
Вологодчина впервые принимает у себя областной молодежный фестиваль “Таврида. Фолк”
14:57
Тотемское музейное объединение получило более 15 тысяч архивных снимков
14:08
Около 50 тонн гумпомощи направлено из Вологодской области в зону СВО
20:36
День народного единства в Вологодской области отличился большим количеством мероприятий
15:20
Инспекторы ГАИ Вытегорского района поделились опытом и мудростью с начинающими автолюбителями
17:05
Госуслуги и МФЦ выдают справки об участии в СВО
16:50
Прокуратура Бабаевского района встала на защиту жительницы Вологодской области
18:34
В Государственной Думе одобрили законопроекты, направленные на улучшение миграционной ситуации в Вологодской области
Больше новостей
город Тотьма » История » Петровская ремесленная школа

Петровская ремесленная школа

История

Т. А. Воронина

 ПЕТРОВСКАЯ РЕМЕСЛЕННАЯ ШКОЛА

На левом высоком берегу Сухоны, ниже города Тотьмы, стоит  величественное и удивительное по красоте трехэтажное каменное здание. Тому, кто путешествует по Русскому Северу водными путями  и пользуется небольшой, но быстроходной "Зарей", оно сразу же  бросается в глаза, и невольно возникают вопросы: откуда в таком  отдаленном месте могло возникнуть столь необычное по своей архитектуре строение, достойное украсить любой крупный город? И,  лишь выйдя на берег, поднявшись вверх по отлогому спуску, любопытный путешественник узнает, что ныне это здание принадлежит обычной  школе, а приглядевшись повнимательнее, он прочитает над входом  полустертую надпись: "Петровская ремесленная школа"...

В середине XIX века в Вологодской губернии было всего восемь   уездных училищ, в которых обучались преимущественно дети дворян   и чиновников. Они были недоступны для лиц крестьянского сословия,   имевших  право  посещать  только  волостные  и  церковно-приходские  школы.   С   созданием   земств   народное   образование   в   Вологодской губернии улучшилось. К этому времени Тотьма представляла собой небольшой  провинциальный городок, однако здесь уже действовали городское и высшее начальное училища, уездное и приходское духовные училища.  С  открытием  в   1870  году  земской  управы  сеть  учебных заведений  расширилась:   образована  женская  прогимназия  (затем - гимназия), основана учительская семинария, открыты реальное училище,   лесная   школа.   Помимо   этого,   к   началу   XX   века   в   городе было несколько начальных земских и приходских школ1 .

Инициатива по расширению сети учебных заведений принадлежала многим местным деятелям и прежде всего - председателю Тотемской земской управы, городскому гласному В. Т. Попову. Хорошо зная состояние местных кустарных промыслов, он вместе с тем хлопотал о дальнейшем их развитии. По его инициативе было организовано Общество по улучшению народного труда в память царя-освободителя Александра II (открыто 1 мая 1883 года). Однако заветной мечтой В. Т. Попова стало создание такой школы, в которой смогли получать образование крестьянские дети и прежде всего сироты, приобретая навыки какого-либо ремесла. Идею об устройстве такого учреждения как центра просвещения крестьянства он неустанно проводил   на   всех   уездных   собраниях   до   тех   пор,   пока   она   не   была единогласно поддержана земством2.

30 мая 1872 года жители России торжественно отмечали 200-летний юбилей со  дня  рождения  Петра   I.   В  память  этого  достопамятного события   Тотемскоё   уездное   собрание   и   Городская   дума   приняли решение:  "Открыть со временем в Тотьме, когда позволят средства, ремесленное  училище,   наименовав  оное  в  память  о  Петре   Великом "Тотемским Петровским"3 .  Для образования  первоначального капитала   для   постройки   собственного   здания   училища   тогда   же  были и собраны первые пожертвования. От Городской думы и Тотемского общественного собрания поступили вклады по сто рублей, а с 1883 года Городская   дума   стала   вносить   ежегодно   по   сто   рублей.   Уездное земское общество выделило двести рублей и помимо этого обязалось вносить с   1873 года ежегодно сто пятьдесят рублей.  В дальнейшем деньги на устройство будущей школы по мере поступления обращались в государственные процентные бумаги, и в  1885 году их общий капитал составил 3264 рубля4 .

Идея о создании школы стала постепенно претворяться в жизнь, однако до ее официального открытия прошло  целых 27  лет.  Предшественницей школы стала столярно-токарная мастерская,  организованная   20   марта    1886   года   по   инициативе   Тотемского   местного комитета Общества по улучшению народного труда. Первоначально она размещалась в доме крестьянина  Садкова,  а с апреля   1887  года - в доме мещанина Афанасьева.

Обучение в мастерской было бесплатным и составляло три года; в   нее   принимались   грамотные   мальчики   в   возрасте   от 12   до   14 лет,   преимущество    отдавалось     уроженцам     Тотьмы  и уезда,    из них - круглым сиротам. Квартиру, питание и рабочую одежду ученики получали от комитета Общества. Прием платных учеников допускался в   виде   исключения,   причем   они   принимались   в   школу   на   срок, не менее, чем трехлетний.

Обучающиеся   в   мастерской  ученики,   в   особенности  только что поступившие,  сразу же  начинали строгать,   пилить,  долбить,  вязать рамы,   а   также   делать   стулья,   столы,   ящики,   этажерки   и   шкафы, готовить   масляные   краски,   красить,   покрывать   спиртовым   лаком, точить на токарном станке разные вещи.  Заказов поступало в мастерскую великое множество, поэтому мастерская стремилась наладить производство таких изделий, которые могли бы иметь больший сбыт среди   местного   населения.   С  этой   целью  стали   выпускать   гнутую мебель   из   черемухи,   рябины,   березы   и  других   пород  леса.   Такая мебель была в то время особенно модной.

В  списке  изделий,  изготовленных в мастерской  школы,   сообщалось,   что   с   1   мая   1888   года   учениками   было   произведено   1048 предметов  на сумму   1092 руб.  62 коп. В их  числе были три горки для посуды, двести детских токарных игрушек, сто пятьдесят карнизов к окнам и дверям*,   пятьдесят девять стульев и скамеек,   пять форм для изготовления "сыра", пять маслобоек, детская колыбель, комод, шесть классных столов, три киота для икон, шестьдесят девять гробов, две   детские   тележки,   а   также   туалеты,   умывальники   с   ящиком, двери,   вешалки  для  платьев,  этажерки  и  т.  д.  Подобный  перечень изделий   говорит  о  том,   что   наряду  с   детскими   игрушками   школа выпускала большое число изделий для хозяйственных нужд, принося, таким образом, практическую пользу. Это было выгодно и для самой школы: на вырученные средства приобреталось оборудование, улучшались условия проживания детей.

Школа постепенно набирала силу, рос ее авторитет. Все очевиднее становилась   необходимость   постройки   собственного   здания   школы, создания новых учебных мастерских. К тому же средств,  поступающих от Общества  и  земства,   явно не  хватало.   Тогда-то  и  нашелся в   Тотьме   свой   меценат,   готовый   поддержать   благородное   дело   в финансовом отношении. Им стал Николай Ильич Токарев.

Уроженец Тотьмы Н. И. Токарев    (1836-1916)    был    одним из тех русских людей,  которые    считали    долгом    своей жизни   использовать   накопленное состояние не столько в личных,   сколько   в   общественных интересах.     Свой     капитал    он приобрел,     будучи     купцом     в Ростове-на-Дону,    где    и    поселился,   наезжая  изредка  в свой тывая     родной     город5.     Вращаясь     в торговой  среде,   Н.  И.  Токарев часто посещал  Москву,  где  познакомился с одним из замечательных людей русской художественной культуры - С. И. Мамонтовым.    Благодаря    ему    он побывал   в   знаменитой   усадьбе и    художественных    мастерских в    Абрамцево,    продукция    которых произвела  на  него  большое   впечатление.   К   тому   времени   Н.   И.   Токарев   поддержал    уже    многие    культурные начинания: был назначен почетным блюстителем Тотемского училища,    Пятовского начального училища в Тотемском уезде, делая значительные вклады на означенные учреждения. Учитывая большие материальные вклады Н. И. Токарева, ему было присвоено звание почетного гражданина города Тотьмы. Узнав о проекте создания Петровской ремесленной школы, он готов был без промедления вложить средства, и уже 31 июля 1896 года в Тотемское уездное казначейство поступили от него облигации, предназначенные на постройку нового здания школы, а также на квартирные ее преподавателям и ученикам. Он же взял на себя расходы по страхованию школьного имущества. Учитывая это, Н. И. Токарев был назначен почетным смотрителем Петровской ремесленной школы.

Официальное решение все еще находилось в верхах, и вот, наконец, 23 мая 1896 года было дано высочайшее повеление об открытии в Тотьме низшей ремесленной школы с наименованием ее "Петровской". 4 июня 1899 года по решению Государственного Совета школа была преобразована в "Петровскую ремесленную школу по игрушечному делу и вещей домашнего обихода", а 10 июля 1899 года состоялось ее торжественное открытие. Теперь же, когда вопрос об открытии школы был окончательно решен, постройка собственного здания школы стала первостепенной задачей. Первоначально школа размещалась в здании бывшего уездного училища.

В административном отношении Петровская ремесленная школа не была оторвана от общей системы народного образования России. Уже с самого открытия она находилась в ведении Санкт-Петербургского учебного округа Министерства народного просвещения и курировалась директором народных училищ Вологодской губернии. Обучение в школе велось подобно школам ремесленных учеников, в то время уже открытым в Архангельске, Нежинске, Туле, Чите и других городах России. Было предопределено, что Тотемская школа будет руководствоваться уставом Минской ремесленной школы.

Первым инспектором - учителем Петровской ремесленной школы - с 1 июля 1899 года был назначен Георгий Стефанович Серебряков.

Первоначальный состав преподавателей был невелик. Сам Г. С. Серебряков временно исполнял обязанности учителя искусств, и. о. учителя по общеобразовательным предметам был наставник учительской семинарии С. С. Закусев, учителем пения - Н. С. Любимов, Закон Божий вел священник о. Николай Патрушов. На должности врача находился А. В. Владимиров. Самым значительным событием первого учебного года стало создание при школе шести учебных мастерских. Руководителем столярной мастерской был назначен А. М. Михельсон, резной - Ф. М. Богданов, токарной - А. А. Афанасьев, корзинной - Ф. Н. Махаев, малярной - А. М. Чернышев, жестяницкой - М. И. Моисеев6.

Почетный смотритель школы Н. И. Токарев делал ежегодно взнос на нужды школы в размере 500 рублей. В целом на школу тратилось   ежегодно   6695   рублей   с   добавлением   еще   2900   рублей по необходимости.

Руководством школы был принят Устав. Основной целью школы, изложенной в ее Уставе, стало "сообщение учащимся знаний и умений, необходимых для образования хорошо подготовленных (по всем отраслям игрушечного дела и ремесел, связанных с ними) мастеров-игрушечников, способных развить в крае кустарное производство хорошо исполняемых игрушек, которые могли бы удовлетворить современным требованиям". Таким образом, ведущей отраслью Петровской ремесленной школы, как и ее предшественницы - столярно-токарной мастерской, оставалось производство игрушек и вещей домашнего обихода.

Детские игрушки делались по всей России. В XIX веке их производство стало делом частных предпринимателей, контролировавших деятельность тысяч кустарей в таких крупных центрах, как Москва, Петербург, Варшава, Рига и др. По своей доходности и никогда не прекращающемуся спросу игрушки зачастую оставляли за собой многие предметы торговли. Эти характерные свойства игрушечного дела подметил один из учредителей школы - Н. И. Токарев: "Пока будут дети, до тех пор будет спрос на игрушки, а потому игрушечное дело, правильно поставленное, всегда будет давать заработок, обеспечивающий быт кустарей".7.

Создатели Петровской школы, помогая детям открывать поэтический мир народного искусства, опирались на основы педагогической науки и прежде всего обращали внимание на роль игрушки в формировании и развитии мировоззрения, нравственных и эстетических наклонностей ребенка в разные периоды его воспитания. Именно поэтому те игрушки, которые выпускались учениками этой школы, подразделялись на игрушки-забавы для раннего возраста; игрушки, воспроизводящие действительную жизнь, для среднего возраста и игры, одиночные и групповые, для наиболее старшего возраста. Такая классификация была создана, исходя из определенной задачи: чем более игрушка возбуждает деятельность у ребенка, чем послушнее она его фантазии, тем больше она соответствует своему назначению. Кроме этого, в школе делали еще один тип игрушки, который можно отнести к учебным пособиям: это игрушки - иллюстрации к сказкам, былинам, басням, выполненные в традиционном русском стиле по собственным рисункам или по рисункам известных художников.

Подписывайтесь на «Totma.Ru» в Яндекс.Новостях, Дзен и Google Новости.

Пожаловаться на статью

0 комментариев

Информация

Посетители, находящиеся в группе читатель, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

Вход и регистрация