Сама же поездка Александра 11 для вологодских крестьян, как указывал об этом В. Т. Попов, была памятна еще и тем, что после ознакомления с их жизнью Российским императором 20 июня 1858 года был подписан Указ Министру императорского двора и уделов о предоставлении удельным крестьянам ряда льгот и привилегий, значительно облегчивших их жизнь, главным образом, в возможности более самостоятельно вести хозяйство.
В должности головы Спасского удельного приказа В. Т. Попов проводил большую работу по устройству народных чтений, начатых в России по инициативе известного русского поэта и государственного деятеля Ф. И. Тютчева. Активное участие в этой работе принял и Василий Тимофеевич. Позднее о распространении книг среди крестьян Кокшеньги им была написана и опубликована специальная работа. За активное участие в этой деятельности в 1861 году В. Т. Попов награждается серебряной медалью с надписью "За усердие" для ношения на Станиславской ленте. В 1862 году Василий Тимофеевич становится членом Вольного экономического общества в С.-Петербурге и на протяжении всей жизни является его активным деятелем.
22 сентября 1869 года в Тотьме открывается уездное земское собрание, куда В. Т. Попов избирается гласным от Спасского сельского общества, и с тех пор почти 30 лет активно трудится на земском поприще: вначале как член уездной земской управы, а с 1873 года является председателем уездной земской управы. С небольшим перерывом (в 1892-1894 годах служит членом губернской земской управы) исполняет эту должность до конца жизни. Помимо официальных, непосредственно исполняемых им должностей на земском поприще, с самого начала организации земских учреждений в губернии Василий Тимофеевич избирается губернским земским и тотемским городским гласным. В. Т. Попов много сил и старания отдает работе по открытию и становлению важнейших земских учреждений в уезде. Так, в 1871 году при уездной земской управе в Тотьме и в волостных правлениях была открыта земская почта. В августе 1873 года по ходатайству уездного земства и городской думы между городами Вологдой и Тотьмой была установлена телеграфная связь, для чего уездное земство заготовило и передало телеграфному ведомству 3492 телеграфных столба.
С первого дня своего существования уездное земство большое внимание уделяло постановке дела народного здравоохранения. Так, в сентябре 1870 года земство постановило: отпускать из вольной аптеки в Тотьме бедным жителям города лекарства по рецептам врачей бесплатно, за счет средств земского бюджета. В октябре 1873 года было принято решение лечить в уездной земской больнице бесплатно всех крестьян и мещан города. В 1874 году городская дума бесплатно уступила уездному земству землю целого квартала для устройства новой земской больницы. Начатое по личной инициативе В. Т. Попова и осуществляемое под его непосредственным контролем строительство каменного здания больницы на 50 коек и первого деревянного дома для больничных нужд было закончено в октябре 1874 года, куда в этом же месяце и переехала уездная земская больница. Позднее было построено еще несколько деревянных корпусов (больничных бараков, как их называли тотьмичи), то есть создан своего рода больничный городок, верно служивший Тотьме, уезду, а при Советской власти и Тотемскому району. В 1884 году была открыта и уездная земская аптека.
Вспоминает автор книги "Кокшеньга" А. А. Угрюмов: "Первым постоянным врачом и заведующим кокшеньгской земской больницы стал Андрей Павлович Угрюмов, сын местного крестьянина... В его судьбе принимал самое заинтересованное участие голова уездной земской управы Василий Тимофеевич Попов, в планах которого давно было строительство больницы в Кокшеньге". Кокшеньгская земская больница на 25 коек была открыта в последний год жизни В. Т. Попова, в 1899 году, а учившийся на счет земской управы в Вологодской мужской гимназии А. П. Угрюмов успешно закончил ее в 1895 году. Через 6 лет он окончил медицинский факультет Харьковского университета и принял земскую больницу в Кокшеньге. Добрая память о В. Т. Попове осталась на долгие годы в сердце первого в Кокшеньге врача, вышедшего из местной крестьянской семьи.