город Тотьма » Тотьма » Традиции Родиноведения

Традиции Родиноведения

Тотьма

Слух  о   странном   человеке,   который   ищет   для   музея   иконы,   уже прошел по всей Кокшеньге. Пришлось Черницыну принять подарок от обиженных староверов - редкой красоты резьбу по дереву, ценное приобретение для музея.

Здесь каждый экспонат - ковшик ли Петра Великого, подаренный Петром одному из местных подьячих, коллекция ли знаменитых тотемских печных изразцов, украшенная красивыми рисунками, или огромный орел из дерева, вырезанный учеником существовавшего когда-то в Тотьме художественного ремесленного училища (училище это готовило мастеров-игрушечников и занимало первые места на европейских выставках),- все имеет свою историю.

Историю художественного училища - оно называлось Петровской художественно-промышленной школой и размещалось в трехэтажном каменном здании на самом берегу Сухоны, где теперь тотемская средняя школа № 1,- рассказал мне выпускник, а позже преподаватель этого училища, местный художник Жуков. Я слушал его внимательно еще и потому, что учился когда-то в этой самой средней школе и не подозревал в ту пору, сколько интересного таят в себе ее толстенные стены, гулкие коридоры, просторные аудитории (здание для ремесленной школы было построено местным филантропом-просветителем купцом Токаревым, и построено на славу). Тотемская ремесленная художественная школа бережно хранила лучшие традиции русского национального прикладного искусства. Учителя ее - Ф. И. Батин, Н. Н. Сержпинский и другие - были подлинными энтузиастами народного творчества.

Изделия школы имели большой успех в России и за границей. Она выступала на выставках не только в Петербурге, но и во Франции: на всемирной выставке в Льеже в 1905 году школа получила высшую награду - "Гран-при". В печати Тотьму называли "Русский Нюрнберг" - город игрушечников. На ежегодных художественных выставках в школу приезжали любители из многих городов. Выставки были платные: за довольно высокую Цену давали два билетика. Один оставался на контроле, а другой билетик посетитель опускал в запечатанную сургучом кружку, на которой значилась фамилия того ученика, чья работа ему больше всех понравилась. Вырученные деньги шли на призы. Призы присуждались демократически: на открытом заседании педагогического совета в присутствии учащихся взламывался сургуч, и специальные счетчики тщательнейшим образом подсчитывали количество билетиков в каждой жестяной кружке. Ученик, получивший большинство голосов и, следовательно, признание публики, получал первую премию, следующий за ним - вторую и т. д. Лучшие работы помещались на вечное хранение в школьный музей.

И здесь я перехожу к грустным раздумьям о судьбах северного краеведения,  о  том,  как  мы  воспитываем  на  местах  чувство  любви к родному краю - чувство, от которого, по словам тотемского учителя Ватина, "один шаг и до любви к Отечеству". Раздумья эти касаются, конечно же, далеко не только Тотьмы - я выбрал свои родные места только потому, что очень уж разителен здесь день вчерашний и день сегодняшний, если говорить о "родиноведении", об изучении красоты и истории родного края, о воспитании любви к нему. Давно не существует общества по изучению родного края при Тотемском музее, и фонды его пополняются лишь за счет случайных находок. Старые энтузиасты-любители, патриоты родного края, такие, как Николай Александрович Черницын, давно ушли из жизни, а среди молодых учителей я почти не встречал активных продолжателей этой старой традиции.

А судьба тех кто с увлечением занимается историей родного края и не боится вести борьбу за спасение исторических ценностей, складывается подчас драматически.

Подписывайтесь на «Totma.Ru» в Дзен Новости и Google Новости.

Пожаловаться на статью

0 комментариев

Информация

Посетители, находящиеся в группе читатель, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

Вход и регистрация