"Ср. Кузнецов. Иными словами, тотемские храмы - не только культовые, но прежде всего исторические памятники, раскрывающие удивительную и малоизвестную страницу отечественной истории - открытие Русской Америки?
С. Зайцев. Именно так, но не только исторические, а и архитектурные памятники, демонстрирующие удивительную талантливость северного крестьянства, его мастеров, возводивших эти храмы по заказу мореплавателей, основателей Русской Америки.
В этом раскрытие тайны и тотемских картушей, столь поражающих современных искусствоведов. Как я уже говорил, тотемское барокко имеет уникальную, только местным церквам принадлежащую примету: белокаменные стены зданий украшены снаружи каменными орнаментами-картушами, являющимися частью кладки стены. На них - цветы и раковины, кресты и звезды. Задерживая собой скользящий свет северного солнца, картуши как бы вписывают храмы в кружево облаков. "Тотемские картуши представляют собой искусствоведческую задачу, решение которой - в прочтении информации, зашифрованной в них",- писал журнал "Декоративное искусство".
При ближайшем и внимательном рассмотрении картуши оказались по своим очертаниям не чем иным, как повторенными в камне клеймами, которыми украшались географические карты того времени, а на эти карты, как известно, ставили мореходы свою жизнь. Потому-то и переносились на церковные стены клейма, таившие в себе не религиозную, культовую, но глубоко жизненную символику - связи с морем, защиты от морских опасностей.
Чрезвычайно интересна и деревянная застройка Тотьмы. Она ценна не только как фон храмам. В городе существует школа деревянного модерна, близкая по духу стилю морских открытий. Можно с полным основанием сказать: Тотьма - город-памятник Русской Америки! Очевидное - невероятное.
Ф. Кузнецов. О Русской Америке уже рассказывалось в нашей литературе. Истории открытий Русской Америки посвящал свою прозу и стихи замечательный исторический писатель, северянин по рождению, Сергей Марков. Его подвижническая деятельность в свое время вызвала широкий интерес к этой героической и романтической странице русской истории.
Мореходы и первопроходцы Севера, их подвиг, их жизнедеятельность навечно вписаны в святая святых отечественной истории и культуры. "Баранов умер. Жаль честного гражданина, умного человека",- записывает в своем дневнике Пушкин. Этот человек в Русской Америке открывал школы, возводил крепости и строил верфи, открыл на Кадьяке библиотеку, куда из Санкт-Петербурга доставлялись книги, картины, журналы, руководства и пособия по металлургии, горному делу, различным ремеслам,- и все это предназначалось детям эскимосов и алеутов. Более ста лет существовала Русская Америка, пока в 1867 году Аляска за бесценок - 7,2 миллиона долларов, или менее 11 миллионов рублей - не была продана царским правительством Соединенным Штатам Америки.
В XIX веке Российско-Американская компания была неразрывно связана с будущими декабристами: правителем канцелярии ее главного правления был Рылеев, в Русскую Америку ездил М. Кюхельбекер, в ее делах живейшее участие принимали Николай Бестужев, Пестель, Завалишин...
Колумбы Росские, презрев угрюмый рок,
Меж льдами новый путь отворят на восток,
И наша досягнет в Америку держава...-
возвещал великий холмогорец Ломоносов.
Александр Баранов, Николай Резанов, широко известный своим романом с "гишианской красавицей" Консенсией де Аргуэлло (по другой транскрипции - Аргвеллио), дочерью команданта миссии Сан-Франциско (города в ту пору еще не было), наконец, главный герой Калифорнии, основатель форта Росс, тотемский мещанин Иван Кусков, чей портрет - в Тотемском музее, а могила - в Спасо-Суморином монастыре,- все это люди из легенды. А сколько рядом с ними было неизвестных, позабытых ныне героев!.. Преодолевая все трудности и опасности, эти предприимчивые и бесстрашные русские люди дошли до границ северной Калифорнии и у ворот Сан-Франциско основали форт Росс - настоящую крепость с укреплениями, пушками, казармами и складами и даже с собственной верфью, с которой они спускали на воду корабли. Люди Кускова долгие годы - 28 лет! - занимались там земледелием и звероловством, добывали пушнину и заводили животноводческие фермы. Они исследовали окружающие земли, добираясь аж до истоков реки Сакраменто и до западных склонов Сьерра-Невады. Река, протекающая в тех местах, и по сей день называется Русской.