Пн, 30 декабря 2024

город Тотьма » История » Богословская кладбищенская церковь

Богословская кладбищенская церковь

История

Богословская кладбищенская церковь

 

Богословская кладбищенская церковь находится за полторы версты от г. Тотьмы к северу по Варницкому шоссе или, как в старину писалось, по "Пробойной дороге", несколько в стороне от нее. Церковь каменная, одноэтажная, в одной связи с восьмиугольной колокольней. Средний четверик храма двухъярусный, покрыт барочным куполом, над которым возвышаются два восьмерика, поставленные один на другой и увенчанные ампирною главкою. Такие же главки на восьмериках поставлены и над приделами. В храме три престола: в холодном - в честь Покрова Пресвятыя Богородицы, в теплом, в трапезе, справа - во имя апостола и евангелиста Иоанна Богослова и слева - во имя святых страстотерпцев Бориса и Глеба.

Из сохранившихся документов XVI и XVII вв. видно, что на месте Богословской церкви в начале XVI века был Борисоглебский монастырь. От 1514 г., как уже упоминалось выше, сохранилась в копии "данная" строители этого монастыря игумена Серапиона Сидорова115. В этой "данной" к названию монастыря прибавлено слово "с новых". Редакция, печатая "данную", объясняет это добавление, как слово "новопостроенный", но в данном случае едва ли не надо понимать это выражение иначе. Монастырь, как видно из позднейших актов, стоял "у новых варниц", что и прибавлялось к названию монастыря. Едва ли и в данном случае не указывается на местоположение монастыря, но только опущено слово "варниц". Упоминается в той же данной сын игумена Серапиона Александр, как увидим ниже, принял монашество под именем Алексея и был игуменом монастыря.

Много ли времени существовал Борисоглебский монастырь, неизвестно, но, вероятно, в 1539 году вместе с Усольем был разорен казанскими татарами. В 1554 году посадские жители Соли Тотемской просили царя Иоанна Васильевича разрешить преп. Феодосию построить близ города монастырь, они уже писали, что "у них на Тотьме и во всем Тотемском уезде, вотчинных и иных монастырей, и в котором бы были архимандриты или игумены, или черные священники и чернецы, нет, и кто при старости или при смерти, ино де (ему) постритчись негде"116. Приводим выдержку из этой грамоты, потому что подробнее приведено содержание прошения тотьмичей, чем в грамоте 1554.

Позднее, во второй же половине XVI в., если только не раньше, бывшая монастырская церковь была возобновлена и упоминается в завещании преп. Феодосия 1567 г.117. В это время бывшие монастырские церкви и земля, должно быть, уже находились во владении племянника игумена Серапиона, вдового былого попа Василия Михайлова по прозвищу Остолоп. В 1579 году вдовый священник Василий Остолоп написал "данную", по которой церкви монастыря, монастырскую землю и золоченых, да образ Иван же Богослов на краске ветх, да три свечи местные, да двери царские на красках ветхи, да образ Николы чудотворца на краске, да Деисус на краске ветх, да в трапезе Деисус на одной цке на краске. Да книги...  (далее идет перечень книг, находившихся в церквах)... Да в церквах сосуды церковные, да всякие церковное строение, да на монастырьке клеть с сеньми, да у монастыря двор со всеми хоромы, с пашенною землею, и луги и всякие угодья, куды ходила соха и плуг и топор и коса. Дав дом же Сергию и Никону дал семь своей купли дворища с огороды, да Кондаковскую поляну и дворище по купчим грамотам. А в межах же та церковная земля с Сидоровскою деревнею, а с другую сторону с Боровецкою деревнею, а с третью сторону по реку по Ковду, а с четвертую сторону по Пробойную дорогу от посаду к варницам. А прикупные дворовые места и огороды в межах от Борисоглебского поля с Боровскую землю да с Русинсково со сбрали на землю, да с Никольского Угрешского монастыря землею по дорогу Никольскую к варницам. А Кондаковское дворовое место и полянка в межах Сидорвские деревни полем, а с другую сторону по Пробойную дорогу, а с третью сторону Климантовскаго попа да с Никольского Угреского монастыря землею, а с четвертую сторону лес тое же поляны. А прикупными дворищи мне Василию владети по свой живот, а после моего живота по сей данной те дворища в дом Живоначальной Троицы и Преч. Богородицы и великим чюдотворцам Сергию и Никону. А на то послуси: Федор Алексеев сын Мясников, да Василий Филипов сын, да Потапей Ондреев сын Саблин, да Ондрей Иванов сын Насырев. А данную писал Дениско Петров сын Истомина лета 7087 в 23 день. К сей данной поп Василей руку приложил. Послух Федюша руку приложил. Послух Васька руку приложил"118.

Подписывайтесь на «Totma.Ru» в Дзен Новости и Google Новости.

Пожаловаться на статью

0 комментариев

Информация

Посетители, находящиеся в группе читатель, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

Вход и регистрация