Последние новости

17:41
Модернизация Парка Ветеранов в Погорелово
17:35
В четверг более сотни водителей Вологодской области оштрафованы за не пристёгнутые ремни
17:28
Вологодчина впервые принимает у себя областной молодежный фестиваль “Таврида. Фолк”
14:57
Тотемское музейное объединение получило более 15 тысяч архивных снимков
14:08
Около 50 тонн гумпомощи направлено из Вологодской области в зону СВО
20:36
День народного единства в Вологодской области отличился большим количеством мероприятий
15:20
Инспекторы ГАИ Вытегорского района поделились опытом и мудростью с начинающими автолюбителями
17:05
Госуслуги и МФЦ выдают справки об участии в СВО
16:50
Прокуратура Бабаевского района встала на защиту жительницы Вологодской области
18:34
В Государственной Думе одобрили законопроекты, направленные на улучшение миграционной ситуации в Вологодской области
Больше новостей
город Тотьма » История » Богоявленский собор

Богоявленский собор

История
Да другая церковь теплая Богоявление Господа Бога и Спаса  нашего Исуса  Христа"28.  Из этого описания  видно, что   за   20   лет,   с   1626   по   1646   г.,   существовавший Пречистенский  храм  по   каким-то  причинам  был   перестроен и расширен пристройкой нового придела во имя преподобного Михаила Малеина. В подлинной писцовой книге   1676-1679 гг.   "письма  и  меры  писцов  Богдана Григорьевича Засетцкого да подьячего Емельяна Телицына" соборные храмы описаны так:   "Да в остроге ж соборная  церковь  Рождества Пречистыя  Богородицы... да в  приделе  церковь  Михаила  Малеина,- обе холодный,- древяная,  рубленая  углом,   (от)   паперти по алтарь   забрана   тесом,   верхи   у   тое   церкви   кличатые,   о пяти главах, крыты тесом, а на приделе шестая глава..." "Другая церковь теплая, с трапезою, во имя Богоявления Господа нашего Иисуса Христа... Колокольня рублена   в   замок   на   четыре   угла,   верх   на   стропилах   з главой. На колокольне пять колоколов да часы железные. У колокольни приделана часовня:  с одну сторону решетка железная, а з другую сторону двери с решот-кою  железной.  В  часовне  образ  Всемилостивого Спаса на    убрусе...     образ     преп.     отца    Феодосия     Тотемского чудотворца, на вохре. На часовне бочка, а в бочке образ Рождества Богородицы за слудою"29  .

Между тем в "подлинных переписных книгах 1677- 1678 годов" у тех же писцов о соборных храмах сказано кратко: "Город Тотма, а в нем соборная церковь Рождества Пречистыя Богородицы, древяная, клецки; да другая церковь Богоявления Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, древяная ж, клетцки, с трапезою", и только30.

За последующие десять лет в архитектуре храмов почти не произошло никаких изменений, и в новых писцовых книгах 1687-1688 гг. соборные храмы описаны почти буквально одинаково с книгами 1676-1679 гг., только в описании Богоявленской церкви прибавлено:   "...у   церкви   верх   бочешной,   об  одной   главе..."31.

О дальнейшей судьбе соборных храмов, начиная с 1689 и по 1743 год, никаких сведений пока не найдено. Известно только, что с конца XVII века (с 1688 года) собор в официальных бумагах стал иногда именоваться "Богоявленским", с XVIII века это наименование уже окончательно за ним и остается. В писцовых книгах 1687-1688 гг. он назван еще Пречистенским, так, например: "...да на Тотме ж позади Егорьевские улицы, подле Боярского лугу, полянка церковная, что дана вместо Мановского лугу, а владеет той полянкою соборной церкви протопоп Федор Михайлов з братьею по старине и по прежним писцовым книгам писцов Фоки Дурова да подьячего Остафья Калюпанова 131, 132 и 133 годов"32.

Между тем в том же 1688-м году, 29 июня, в челобитной преосв. Александру, архиепископу Велико-устюжскому и Тотемскому, написано: "...с Тотмы богомолец твой, соборной церкви Богоявления Господня протопоп Федор Михайлов... челом бьет33. Также подписался тот же протопоп Федор и в челобитной 1691 г., 6 февр.34, но в челобитных 1694 г. 29 окт. и 1701 г. 17 июля он же именует себя по-прежнему протопопом "города Тотмы соборной церкви Рождества Богородицы"35.

В 1743 году соборные храмы вместе с прочими городскими постройками сгорели. Из них успели спасти очень немногое: несколько церковных сосудов, два Евангелия и несколько икон. В следующем же 1744 г. вместо сгоревших храмов была начата постройка уже одной каменной двухэтажной церкви, которая и закончена в 1749 году. В длину храм, как видно из церковной летописи, был 15 сажен, а в ширину - 6'/2 с.; посредине возвышался осьмерик с пятью главами. В нижнем этаже, теплом, престол был освящен во имя Богоявления Господня, а в верхнем, холодном,- во имя Рождества Пресвятой Богородицы. Внутри храмы были расписаны живописью. Особенно роскошною отделкою отличался верхний холодный храм. В алтаре его, над престолом, была резная золоченая сень, на осьми столбах с четырьмя резными фигурами ангелов и с образом "Сошествия св. Духа на апостолов". Иконостас был резной, вызолочен до самого свода, из шести ставов36. Колокольня была деревянная и стояла отдельно от храма. Каменная же колокольня внизу с храмом во имя Димитрия Ростовского, была построена только в 1764 г. на средства местного купца и соборного старосты Алексея Потемина. В 1774 году в трапезе Дмитриевского храма им же был устроен теплый придел во имя преподобного Михаила Малеина, а вход в Дмитриевский храм был сделан с южной стороны37.

Подписывайтесь на «Totma.Ru» в Яндекс.Новостях, Дзен и Google Новости.

Пожаловаться на статью

0 комментариев

Информация

Посетители, находящиеся в группе читатель, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

Вход и регистрация