город Тотьма » История » Богоявленский собор

Богоявленский собор

История

Городские церкви 

Богоявленский собор

Тотемский Богоявленский собор находится в старом укреплении или, как теперь называют, на Соборной горке21. В настоящее время большая часть старого укрепления принадлежит собору. С трех сторон - с восточной, южной и западной - соборные храмы обнесены каменной оградой, а с четвертой к ней примыкает церковная земля с деревянной сторожкой и земля церковно-приходской школы, отделенная от соборной площади забором. В ограде устроено двое ворот - с восточной стороны и с западной. С восточной стороны, против святых, или главных, ворот через ров старого укрепления в недавнее время устроен земляной мост вместо бывшего деревянного.

Внутри ограды, слева от святых ворот, расположено главное двухэтажное здание соборного храма, построенное в классическом стиле Николаевских времен. В верхнем этаже главный придел освящен во имя РождестваБогородицы, а в нижнем - во имя Богоявления Господня 22. Справа от ворот находится более древний храм во имя Казанской иконы Божией Матери, с четырехэтажной каменной колокольней, украшенною башенными часами, отбивающими четверти и часы. Стены и окна этого храма украшены затейливыми орнаментами в стиле позднего барокко. Таков же наличник у входной арки в церковь.

Иконостасы главного храма устроены в классическом стиле сороковых годов прошлого столетия и неинтересны. Из древних икон, сохранившихся в них, следует отметить, прежде всего, чудотворную икону Смоленской Божией Матери, писанную на доске красного дерева. На оборотной стороне иконы изображено Богоявление Господне. В настоящее время икона находится в верхнем храме по левую сторону царских врат правого придела, освященного в честь этой иконы, а в прежнее время находилась в Богоявленском храме за престолом на тумбе, вследствие чего в Московских святцах и называется иконою Тумбовской Божией Матери (иногда Тотемской), празднование которой положено 9 сентября. По преданию, во время, как сказано в описании собора, нашествия на Тотьму литовцев в 1613 году, жители заперлись в укреплении и, надеясь на помощь Божию, поставили эту икону на стену укрепления. Одна из стрел, пущенных неприятелем, ударилась в икону и сделала пробоину на лике Богоматери. После такого поругания над иконою, как говорит предание, враги были поражены слепотою и перебиты тотьмичами23 .

Кроме этой иконы, в Богоявленском храме сохранились древние иконы Вседержителя, Божией Матери Одигитрии, Богоявления Господня, святителя Николая чуд. и другие. Из церковных предметов в алтаре обращают на себя внимание старая плащаница, шитая шелками, большое Евангелие весом около полуторых пудов, издание 1759 года, и воздвизальный серебряный крест, пожертвованный в собор в 1794 г. В соборной библиотеке есть несколько рукописей, из которых обращают на себя внимание писцовая книга 1624-1627 гг. (митрополичья) митрополичьих земель, числившихся прежде в Вологодском уезде за скрепою по листам митрополичья дьяка Ивана Карпова, и сотная 1630 г.- списков с Тотемских писцовых книг 1623-1625 годов писцов Фоки Дурова да подьячего Остафья Колюпанова (сохранилась только часть, другая была взята в Суморин монастырь, где и осталась).

На месте существующих соборных каменных храмов в XVI веке, вероятно, вскоре же после того, как была заложена постройка укрепления, а может быть, и одновременно - в память закладки города на день Рождества Богородицы - был построен только один деревянный храм в честь Рождества Пречистый Богородицы, и потому собор долгое время, почти до конца XVII века, именовался Пречистенским.

Первое указание на существование этого храма находим в приписках к завещанию преподобного Феодосия 1568 года. Здесь, среди расписок городских священников, получивших плату за сорокауст, есть расписка и "Пречистенского попа Третьяка". Затем, в писцовых книгах 1620-го года "писма и дозору князя Ивана Козловского и Марка Мартемьянова" сказано: "В остроге соборной храм Рождества Пресвятой Богородицы, дре-вян, вверх клетцки, а в нем деисусы и образа местные, сосуды церковные и книги, и ризы, и колокола строение мирское..."24. Из дворовых мест соборного духовенства указан только двор диакона: "...Пречистенской соборной дьякон Давид живет на тяглом дворе"25. Ему же в остроге принадлежала лавка, где он торговал "солью и рыбою". Тут же, в остроге, в числе осадных изб указана изба "черного попа Ферапонта"26. Должно быть, служил в это время в соборе.

В списках следующих писцовых книг 1623-1625 годов в Тотемском укреплении уже значится: "Соборная церковь Рождества Пречистыя Богородицы, древяна, клетцки, с папертью... да церковь другая теплая, Богоявления Господа и Спаса нашего Исуса Христа". (Выписка сделана по церковной летописи). В подлинных же писцовых книгах 1623-1625 гг., "письма и меры писцов Фоки Дурова да подьячего Остафия Колюпанова", хранящихся в Московском архиве Мин. Юстиции (Кн. 480) первых листов, на которых должно находиться это описание, не сохранилось. На 3-м листе книги, по новой нумерации, записано: "...лавка была посадцкого человека Шумилки Сивцова, а ныне на том лавочном месте стоит храм теплой Богоявления Господа Бога и Спаса нашего. А от алтаря со строгу до Тарасов две сажени..."27. Таким образом, из указанной приписки видно, что Богоявленский храм был построен в 1623- 1625 годах. В переписных книгах 1646 года и "...дозора и переписи князя Ивана Семеновича Вяземского да подьячего Левонтья Нестерова" значится:  "...а в остроге  ж  соборная  церковь   Рождества  Пречистыя  Богородицы...  да  в  приделах  церковь  Михаила  Малеина. Да другая церковь теплая Богоявление Господа Бога и Спаса  нашего Исуса  Христа"28.  Из этого описания  видно, что   за   20   лет,   с   1626   по   1646   г.,   существовавший Пречистенский  храм  по   каким-то  причинам  был   перестроен и расширен пристройкой нового придела во имя преподобного Михаила Малеина. В подлинной писцовой книге   1676-1679 гг.   "письма  и  меры  писцов  Богдана Григорьевича Засетцкого да подьячего Емельяна Телицына" соборные храмы описаны так:   "Да в остроге ж соборная  церковь  Рождества Пречистыя  Богородицы... да в  приделе  церковь  Михаила  Малеина,- обе холодный,- древяная,  рубленая  углом,   (от)   паперти по алтарь   забрана   тесом,   верхи   у   тое   церкви   кличатые,   о пяти главах, крыты тесом, а на приделе шестая глава..." "Другая церковь теплая, с трапезою, во имя Богоявления Господа нашего Иисуса Христа... Колокольня рублена   в   замок   на   четыре   угла,   верх   на   стропилах   з главой. На колокольне пять колоколов да часы железные. У колокольни приделана часовня:  с одну сторону решетка железная, а з другую сторону двери с решот-кою  железной.  В  часовне  образ  Всемилостивого Спаса на    убрусе...     образ     преп.     отца    Феодосия     Тотемского чудотворца, на вохре. На часовне бочка, а в бочке образ Рождества Богородицы за слудою"29  .

Между тем в "подлинных переписных книгах 1677- 1678 годов" у тех же писцов о соборных храмах сказано кратко: "Город Тотма, а в нем соборная церковь Рождества Пречистыя Богородицы, древяная, клецки; да другая церковь Богоявления Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, древяная ж, клетцки, с трапезою", и только30.

За последующие десять лет в архитектуре храмов почти не произошло никаких изменений, и в новых писцовых книгах 1687-1688 гг. соборные храмы описаны почти буквально одинаково с книгами 1676-1679 гг., только в описании Богоявленской церкви прибавлено:   "...у   церкви   верх   бочешной,   об  одной   главе..."31.

О дальнейшей судьбе соборных храмов, начиная с 1689 и по 1743 год, никаких сведений пока не найдено. Известно только, что с конца XVII века (с 1688 года) собор в официальных бумагах стал иногда именоваться "Богоявленским", с XVIII века это наименование уже окончательно за ним и остается. В писцовых книгах 1687-1688 гг. он назван еще Пречистенским, так, например: "...да на Тотме ж позади Егорьевские улицы, подле Боярского лугу, полянка церковная, что дана вместо Мановского лугу, а владеет той полянкою соборной церкви протопоп Федор Михайлов з братьею по старине и по прежним писцовым книгам писцов Фоки Дурова да подьячего Остафья Калюпанова 131, 132 и 133 годов"32.

Между тем в том же 1688-м году, 29 июня, в челобитной преосв. Александру, архиепископу Велико-устюжскому и Тотемскому, написано: "...с Тотмы богомолец твой, соборной церкви Богоявления Господня протопоп Федор Михайлов... челом бьет33. Также подписался тот же протопоп Федор и в челобитной 1691 г., 6 февр.34, но в челобитных 1694 г. 29 окт. и 1701 г. 17 июля он же именует себя по-прежнему протопопом "города Тотмы соборной церкви Рождества Богородицы"35.

В 1743 году соборные храмы вместе с прочими городскими постройками сгорели. Из них успели спасти очень немногое: несколько церковных сосудов, два Евангелия и несколько икон. В следующем же 1744 г. вместо сгоревших храмов была начата постройка уже одной каменной двухэтажной церкви, которая и закончена в 1749 году. В длину храм, как видно из церковной летописи, был 15 сажен, а в ширину - 6'/2 с.; посредине возвышался осьмерик с пятью главами. В нижнем этаже, теплом, престол был освящен во имя Богоявления Господня, а в верхнем, холодном,- во имя Рождества Пресвятой Богородицы. Внутри храмы были расписаны живописью. Особенно роскошною отделкою отличался верхний холодный храм. В алтаре его, над престолом, была резная золоченая сень, на осьми столбах с четырьмя резными фигурами ангелов и с образом "Сошествия св. Духа на апостолов". Иконостас был резной, вызолочен до самого свода, из шести ставов36. Колокольня была деревянная и стояла отдельно от храма. Каменная же колокольня внизу с храмом во имя Димитрия Ростовского, была построена только в 1764 г. на средства местного купца и соборного старосты Алексея Потемина. В 1774 году в трапезе Дмитриевского храма им же был устроен теплый придел во имя преподобного Михаила Малеина, а вход в Дмитриевский храм был сделан с южной стороны37.

В 1811-м году предположено было построить вокруг соборных храмов каменную ограду и расширить здание главного храма пристройкой трапезы и крыльца. В том же году и приступили к выполнению этого проекта, но предпринятой работе не суждено было закончиться.

В 1815 году, 14 июня, во время городского пожара здания соборов вновь пострадали, причем пострадало и внутреннее убранство храмов; в главном здании выгорела верхняя церковь во имя Рождества Богородицы, уцелела же от огня только нижняя Богоявленская церковь, в которой и продолжали совершать церковные службы. В это время соборным протоиереем был Максим Васильевич Савинов, человек выдающихся способностей, лично известный многим высокопоставленным особам38. Он собрал пожертвования не только со всех концов России, но и за границей, и приступил к возобновлению полуразрушенных храмов. Колокольня была исправлена в следующем же 1816 году, но храмы под ней временно были упразднены. Главное здание собора с 1816 по 1822 г. было перестроено по новому плану архитектора Фохта, как сказано в церковной летописи, "в особенном западном вкусе". В нижнем этаже, кроме главного Богоявленского, были устроены приделы во имя Димитрия Ростовского и Михаила Малеина, а в верхнем - во имя Рождества Пресвятой Богородицы. Верхний этаж был надстроен только над среднею частью здания, а с боков, с северной и южной сторон были деревянные колонны. Над средней частью храма "квадратный купол" завершался, вместо бывшего пятиглавия, четырехгранным шпилем вышиной в семь сажень. Новопостроенное здание храма по фасаду более походило на музей, адмиралтейство или другое какое-либо в этом роде здание, чем на православный храм, и вызывало удивление у проезжих39.

"Тотемский собор", пишет корреспондент того времени, "отличается от прочих наших храмов довольно необыкновенною архитектурою: он имеет четыре колонны на двух выдающихся боках своих, северном и южном: крыша колонн соединена с крышею храма, на которой находится небольшой купол с небольшим коническим шпилем"40.

В 1835 г. под колокольней вместо упраздненных храмов, на средства местного купца Ливерия (в монашестве Леонтия) Колычева была устроена церковь в честь Казанской иконы Божией Матери, а в 1840 г., на колокольне местным кузнецом Сидором Мишуринским были возобновлены старинные башенные часы, бывшие, по писцовым книгам 1676-1679 гг., еще на деревянной колокольне.

С 1863 г. по 1872 г. главное здание собора вследствие обнаружившихся недостатков его (малого размера верхнего храма и др.) снова было перестроено: все здание расширено, а верхний этаж сделан одинакового размера с нижним. Материал для перестройки его взят был из разобранной Петропавловской церкви (и Архангельской?), сгоревшей в 1815 году. В верхнем этаже, кроме главного престола во имя Рождества Пресвятой Богородицы, были вновь устроены два придела во имя Тумбовской Божией Матери и во имя апостолов Петра и Павла и великомученика Пантелеймона. В нижнем этаже придел Михаила Малеина переосвящен в честь архангела Михаила. Над средней частью храма, вместо шпиля, был устроен круглый трибун, покрытый куполом, поверх которого поставлен глухой барабан, увенчанный небольшой главкой, а для симметрии такие же четыре главки на барабанах поставлены и на углах четверика. В таком виде собор остается по настоящее время. После этой капитальной перестройки в соборных храмах производились лишь небольшие переделки и поправки; так., напр.: в 1874 г. на колокольне устроен новый шпиль и купол; в 1889 г. в нижнем теплом храме подновлены иконостас и живопись на сводах и вновь произведена настенная живопись в алтаре и трапезе; в 1913 году стены в алтаре верхнего храма украшены живописью художником Ф. М. Вахрушовым, уроженцем г. Тотьмы, и некоторые другие поправки.

Подписывайтесь на «Totma.Ru» в Дзен Новости и Google Новости.

Пожаловаться на статью

0 комментариев

Информация

Посетители, находящиеся в группе читатель, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

Вход и регистрация